Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Почему современные дети мало читают?

© Александр Фролов

«Дети не читают, дети не читают …» — наверное, это наиболее часто обсуждаемая
образовательно-воспитательная проблема нашего времени. При этом причины явления
либо даже не упоминаются, либо не рассматриваются, либо (если уж
рассматриваются) носят до бредовости притянутый за уши характер. Если обобщить
такое притягивание за уши, получается, что во всем виноваты современные
медиа-средства. Первое ключевое слово — «проще». Проще смотреть, чем читать;
проще слушать, чем читать; проще вообще ничего не делать, чем читать. Второе
ключевое слово — «неинтересно». Неинтересно читать. Так же, как неинтересно
думать, делать. Только не надо никого спрашивать, что такое «просто» или что
такое «интересно». В таких случаях «крышу сносит» не только у детей, но и у
взрослых. «Как, вы не понимаете, что такое «просто»?» «Интересно — это когда,
ну, есть интерес». Что же такое происходит с детьми, что в подавляющем
большинстве они наотрез отказываются читать? Ведь некоторых заботливые родители
чуть ли не с колыбели обучают чтению!

Никогда не будет читать тот ребенок, в
семье которого книг нет вообще. А сейчас,
несмотря на изобилие печатной продукции, таких
семей очень много. Практика пользования
общественными библиотеками уходит в прошлое, но
все чаще учителя слышат в качестве главной
причины неприготовленного задания по литературе
слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся
из поколения в поколение, красочно оформленные
фолианты, полные собрания сочинений – большая
редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве
«лучшего подарка». Родитель, который сам не
радуется книге, никогда не научит этой радости
ребенка.

В одной молодой семье недавно
родился второй ребенок. Старший Дима учится в
шестом классе. Проблемы с чтением настолько
серьезны, что мальчик стал отставать по
математике – раньше мама читала ему условия
задач, а теперь ей некогда. Диме наняли
репетитора, чтобы он научил его читать не по
слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг.
Среди них большую часть занимают детективы в
мягких переплетах, несколько справочников, книги
с дарственными надписями, видимо, подаренные
родителям Димы. Мама скептически ознакомилась со
списком книг, которые репетитор предложила
купить для Димы или хотя бы взять в библиотеке.
Где находится ближайшая библиотека, мама не
знает, а на покупку нет лишних денег – много
расходов в связи с рождением малышки. Мама
уверена, что существует какой-то другой путь
приобщения ее ребенка к чтению. Вряд ли...

К сожалению, в наше время почти исчезла
традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли
ли здесь роковую роль телевизор и занятость
родителей, работающих по 20 часов в сутки?
Наверное, есть и объективные причины,
объясняющие это явление. Но все же главный
фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы
приучали своих малышей пользоваться ложкой,
ходить на горшок, чистить зубы. И находили для
этого и время, и силы, и терпение. Приучать
ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая
красивая книжка должна занимать свое, самое
почетное, место среди его игрушек. А часы,
проведенные за чтением с мамой или бабушкой, –
самыми счастливыми часами детства. Но родители
не должны пропустить тот момент, когда книга из
их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он
начнет не только ушами, но и глазами следить за
приключениями героев. Этот переход происходит в
возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и
15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому
что слушать и запоминать гораздо легче, чем
читать самому. Приобщить ребенка к
самостоятельному чтению художественной
литературы не менее важно, чем научить его
соблюдать правила личной гигиены.


По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации лишь менее 5% российских школьников, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми.


В последние годы усиливается влияние всеобщей компьютеризации на состояние здоровья все большего числа людей. При решении этой проблемы особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников. Это обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка ко всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.


Компьютер влияет на организм школьника, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. В своей работе я исследую, какое влияние оказывает компьютер на жизнь и здоровье школьников и к каким изменениям и последствиям может привести это влияние.


Вряд ли справедливо объяснение: дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. Просто навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да еще и «пережевывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, но и вообще что-нибудь. В жизни общества за последнюю пару десятков лет произошло очень много изменений, а в литературной программе — практически никаких. Среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, нет ни одного (!) произведения, главным героем которого был бы современный подросток. Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.


«Напишите про меня»

б) путают буквы,

в) с трудом составляют предложения,

г) не могут выбрать верное окончание в словосочетании.

7. Ребёнок медленно читает.
Если ребёнок читает медленно, то все его усилия уходят только на то, чтобы прочесть текст. Поэтому чтение даже самого увлекательного произведения превращается для него в мучение.
Чтобы решить эту проблему нужно ввести вечернего чтения вслух - "вечерние посиделки с любимой книжкой". При этом лучше всего читать с ребёнком по очереди - мама читает одну страницу, а ребёнок всего несколько абзацев. На следующий день можно прочитать тот же текст, но уже с большим выражением (с чувством, эмоцией). Затем текст можно разобрать по ролям  (распечатайте несколько экземпляров) и каждый участник "вечерних посиделок" заучивает свою роль. Для этого выбирается сказка или детская пьеса с большим количеством диалогов.
Я желаю, чтобы все детки читали книжки с большим удовольствием!

  1. Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет, – примечание автора блога). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор. (Ни в коем случае не принуждайте ребёнка ходить в библиотеку, если он этого не хочет, – примечание автора блога).
  10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. (Последнее предложение – немного сомнительный совет, – примечание автора блога).
  11. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает.”

Хорошие исчерпывающие советы. Здесь мне нечего от себя добавить. По адресу Вадима Левина отправляется порция респекта и уважухи :-)

Впрочем, несколько слов от себя все-таки добавлю. Советы вроде “Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать” хороши, если ваш ребёнок недавно начал говорить. Что делать, если отпрыску уже 15 лет и всё, что его интересует – это компьютерные игры?

Вопрос сложный и решать его нужно для каждого случая индивидуальным подходом. Общая рекомендация звучит так: перестаньте принуждать читать раз и навсегда. Так же, в вашем доме просто обязана быть библиотека с интересными книгами: приключенческие романы, детективы, фантастика, фэнтэзи и т.д. Одним словом – беллетристика.

Дети начнут читать, когда поймут, что уже несколько лет родители не сделали ни одной попытки к принуждению.

“Воспитываем интерес к учёбе”

NAL65: Марина Сычева "НАЖМИ НА КНОПКУ -ПОЛУЧИШЬ РЕЗУЛЬТАТ!" Кстати, была такая повесть.

Shtirlits: На самом деле я за бумажные носители. Книгу читать вкусно, вкуснее чем КПК.

JVV88: NAL65 пишет: Просто когда за благое дело берутся недостойные персонажи, они такого наворотить могут. Короче: "А судьи кто?" Да в том-то и проблема. Так же, как и понятно, что должна быть какая-то власть, должны быть правохранительные органы, и что туда нередко попадают недостойные персонажи... А ответа на тот вопрос я и сам не знаю, хотя периодически им задаюсь. Просто некоторые вещи в голове не укладываются. Вот заходил год назад в свою школу к первой учительнице. Я не буду говорить про то , какие там они балбесы по сравнению с нами в свое время. Просто перескажу случай, который мне учительница рассказала. Оставила она класс контрольную переписывать по математике. А те не ленятся, не стараются. Учительница в сердцах : "Так до вечера сидеть здесь будете!" А один из учеников ей в ответ : "А хотите, мы Вам денег заплатим, чтоб Вы от нас отстали?" Такое в 9 лет учителю сказать... Тенденция... Я ведь какое-то время тренером поработал... Какие-то дети сейчас трудноуправляемые. Сказывается дурное влияние улицы, интернета и ящика?

См. также:

Почему дети не читают

© Публикуется с любезного разрешения автора
Ольга Маховская© 2012

(голосов:0)
Похожие статьи:

Как правильно учить ребенка читать?

Как правильно учить ребенка читатьКак правильно учить ребенка читать?

Как же учить ребенка читать? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо».


глинка буду говорить читать писать правильно скачать бесплатно - бесплатный онлайн тест

Многоуважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Хотите самостоятельно научить своего 5-6-летнего ребенка читать и писать?
Хотите помочь ему развить внимание, память, мышление и речь? Хотите предупредить разнообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе? Тогда эта книга для вас!
Уникальная методика Галины Андреевны Глинка в равной степени подходит для занятий с любыми детьми, даже имеющими нарушения речи. С ее помощью любой взрослый сможет провести с ребенком курс обучения самостоятельно — для этого нужно лишь последовательно «идти» по страницам. Многочисленные, тщательно подобранные иллюстрации и увлекательные задания будут постоянно поддерживать у детей интерес к занятиям. А подробная вступительная статья, комментарии и «подсказки» в тексте позволят взрослым с легкостью справиться с этим непростым, но очень нужным делом.
Пособие рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации.


Занятия по Кубикам Зайцева — интернет-магазин Умный ребенок

Купить Кубики Зайцева>>

Отдельно хочется сказать о ребятах с особенностями в развитии. Их мамам и папам будет, наверное, интересно узнать, что их малышу подходит эта методика, как никому другому. И задержки в развитии вовсе не помешают ему научиться читать и писать. Попутно уменьшится и отставание в развитии: ребенок начнет лучше говорить, быстрее думать, научиться концентрироваться. Только нужен не простой педагог, а специалист – например, логопед, дефектолог или психолог.


Скорочтение. Как научиться быстро читать.

Скорочтение. Учимся быстро читать.

В статье перечислены простые, но действенные упражнения по освоению техники быстрого чтения. 

Умение быстрого чтения (скорочтение) – это совсем не роскошь, а обязательное условия для современного общества. Данная необходимость даже не поддается обсуждению. Многие говорят о том, что навыки быстрого чтения закладываются в детстве, и если родители вовремя не постарались научить своего ребенка быстро читать, то больше этому никогда не научишься.


Книги для 4 класса. Интересные книги для детей 10 лет.

ПапаиМама /
Книги для детей
(все статьи) / Поиск книг /

Близятся летние каникулы. Подумали ли вы, уважаемые родители, о том, как проведет их ваш десятилетний ребенок? Чем он будет заниматься, какие книги для 4 класса прочитает за лето?

Есть такая тенденция: чем старше становится ребенок, тем меньше взрослые уделяют ему времени – и это закономерно. Речь не о том, что он «заброшен» с педагогической точки зрения, а о том, что маленькие дети требуют ежеминутного внимания, детям же постарше можно доверять: они без проблем остаются одни дома, могут самостоятельно сходить в ближайший магазин, погостить у друзей.


Комментарии к статье Почему дети не читают:
Загрузка...
loading...


2015