Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Николай Чудотворец — день памяти 22 мая

История праздника


книжную премудрость.


Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни.
Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример
товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.


Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался
примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все
время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и
молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые
дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.


Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям
города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже
Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей
добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать
родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому
что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его
в пресвитера.


При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ,
исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее
Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над
концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то
стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти
души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в
бедах, явится теплым помощником!»


Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более
строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои
духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы
добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.

Когда родители святителя Николая умерли, он употребил свое богатое наследство на благотворительные дела. Через несколько лет своего пастырства он собрался в Палестину на богомолье. В пути на море в нем открылся дар прозорливости и чудотворения: святитель предвозвестил бурю и силой молитвы укротил ее, а также воскресил упавшего с мачты матроса.

В Палестине святитель Николай решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы такой светильник веры не пребывал в сокрытии. Святителю в откровении было велено оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божией воле, он отправился в столичный город Ликийской земли Миры, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался ликийский архиепископ. И епископам, усердно молившим Бога указать восприемника, в таинственном видении было сказано, что достойнейший из всех - нищий, который первым войдет в храм, по имени Николай.


Он был единственным любимым сыном из богатой семьи, его родители рано умерли. Жил Николай в городе Мира, расположенном в Малой Азии, в ее юго-восточной части. О нем сложено много легенд.


В одной из них говорится о бедных девушках. Один бедняк хотел отправить своих дочерей зарабатывать блудом, так как они не могли без приданого выйти замуж. Николай решил помочь. Три ночи подряд Николай закидывал в окно сестрам кусок золота.

  Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу.  Определен и рост Николая Чудотворца - 167 сантиметров.

  О степени почтения к этому святителю в церкви православной вообще можно судить по тому, что ему по четвергам в каждую неделю положена особая служба наряду с апостолами. Этим главным образом объясняется то, что рус-ские люди издревле с особенным усердием чествовали св. Николая и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с молитвою, хотя по происхождению он ликиец, воспитанный на основах греко-византийской культуры.

  И еще – мало кто знает, что именно Николай Чудотворец, совершавший многочисленные чудеса, щедро творивший милостыню, скорый помощник в бедах и несчастьях тем, кто молился ему о помощи, считающийся воистину народным Святым – и есть прототип Санта Клауса и Деда Мороза.

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ХРИСТОВУ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ УГОДНИКУ

Кондак 1

Возбранный Чудотворче, и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро, и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, святителюНиколае: ты же яко имеяй дерзновение ко Госопду, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий
Чудотворче.

Икос 1

Ангела образом, земнаго суща естеством, яви тебе всея твари Создатель: благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице:
Радуйся, от утробы матерния очищенный:
Радуйся, даже до конца освященный.
Радуйся, рождением своим родителей удививый:
Радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый.
Радуйся, саде земли обетования:
Радуйся, цвете Божественнаго саждения.
Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова:
Радуйся, древо чудоточное рая Иисусова.
Радуйся, крине райскаго прозябения:
Радуйся, миро Христова благоухания.
Радуйся, яко тобою отгонится рыдание:
Радуйся, яко тобою приносится радование.
Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 2

Видяще твоих мир излияние, Богомудре, просвещаемся душами и телесы, дивнаго тя мироточца живоносна, Николае, разумеюще: чудесы бо, яко водами, благодатию Божиею изливающимися, напаяеши верно вопиющих Богу: Аллилуиа.


Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, наставляя по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре иногда, аще не бы ты предстал еси призывающим тя в помощь, Чудотворче святый Николае: уже бо нестыдно бесом летающим, и погрузити корабли хотящим запретив, отгнал еси их, верныя же научил
еси спасающему тобою Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша откровицы, на брак скверный нищеты ради уготованныя, великое твое к нищим милосердие, преблаженне отче Николае, егда старцу родителю их, нощию узелцы три злата таяся подал еси, самаго со дщерьми избавляя от падения греховнаго. Того ради слышиши от всех сице:
Радуйся, милости превеликия сокровище:
Радуйся, промышления о людех приятелище.
Радуйся, пище и отрадо к тебе прибегающих:
Радуйся, хлебе неснедаемый алчущих.
Радуйся, богатство бедне живущим на земли Богом данное:
Радуйся, воздвижение скорое убогих.
Радуйся, быстрое нищих услышание:
Радуйся, скорбящих приятное попечение.
Радуйся, триех дев непорочный невестителю:
Радуйся, чистоты усердный хранителю.
Радуйся, ненадежных надеяние:
Радуйся, всего мира наслаждение.
Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 6

Проповедует мир весь тебе, преблаженне Николае, скораго в бедах заступника: яко многажды в единем часе, по земли путешествующим, и по морю плавающим, предваряя, пособствуеши, купно всех от злых сохраняя, вопиющих к Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси свет животный, избавление нося воеводам, неправедную смерть прияти имущим, тебе добрый пастырю Николае, призывающим, егда вскоре явлься во сне цареви, устрашил еси его, сих же неврежденных отпустити повелел еси. Сего ради с ними купно и мы благодарственно вопием ти:
Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй:
Радуйся, от неправеднаго убиения избавляяй.
Радуйся, от лестныя сохраняяй клеветы:
Радуйся, неправедныя разрушаяй советы.
Радуйся, растерзаяй лжу яко паучину:
Радуйся, возношаяй славно истину.
Радуйся, неповинных от уз разрешение:
Радуйся, и мертвецев оживление.
Радуйся, проявителю правды:
Радуйся, помрачителю неправды.
Радуйся, яко тобою неповиннии избавлени от меча:
Радуйся, яко тобою насладишася света.
Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 7

Хотя богохульное еретическое отгнати злосмрадие, миро воистинну благовонное таинственное явился еси, Николае: люди Мирейския пасый, весь мир своим благодатным миром исполнил еси. И от нас убо богомерзкое греховное злосмрадие отжени, да благоприятно Богу вопием: Аллилуиа.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина. Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником — за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви — быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь — путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует — и в нас и через нас — Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух…Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.


Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.


Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.


Множество чудес происходило от них. Через два года была законче-на и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.


Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже — 22 июня 1197 года.


Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.


Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

[Жития] [Иконы] [Молитвы] [Храмы] [Святыни]

(голосов:0)
Похожие статьи:

Имя Анастасия - Православный журнал "Фома"

11 ноября Православная Церковь вспоминает мученицу Анастасию Римляныню

11 ноября Православная Церковь вспоминает мученицу Анастасию Римляныню. Об истории одного из самых популярных женских имен в России, о святых Анастасиях читайте в новой статье в рубрике «Значение имен».


* «Утоли моя печали» Икона Божией Матери *

*

*

Икона Божией Матери 

«Утоли моя печали»
Икона Богородицы «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.).
Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали»
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Παραμυθίας ἐν Ρωσίᾳ

Основной (каменный) храм был заложен 2 сентября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в присутствии мэра г. Москвы ЮМ. Лужкова.


Рождество Святителя Николая Чудотворца

В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 11 Августа. Это духовное чествование имеет древнюю традицию на Руси, восходящую, к началу XIII столетия. В старину в Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.


Великая святыня Церкви: Владимирская икона Божьей Матери

Дни празднования - 3 июня, 6 июля, 8 сентября

Дни празднования — 3 июня, 6 июля, 8 сентября

В истории и политике Русского средневековья для нынешнего, современного человека, существует немало парадоксов. Действительно: мы живём в обществе с сильным секулярным сознанием. Когда представить себе мир, где даже жестокий, по-своему коварный, политик может быть одновременно человеком целиком церковным, верующим, даже достигшим святости — почти невозможно.


Какой иконе Богородице о чем молиться?

Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся.

Принято считать, что не имеет значения, перед какой именно иконой вы молитесь, если вы делаете это с чистым сердцем и добрыми намерениями. Мы молимся и почитаем не конкретную икону, а того кто на ней изображен.

По вере молящегося подается и исцеление. 


Комментарии к статье День святителя николая чудотворца:
loading...
Загрузка...


2015