Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

 Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Если все же предположить второе, то рассказ о встрече Христа предстает описанием настоящей религиозной процессии и отсылает к ритуальным пальмовым ветвям, которые фигурировали на осеннем празднике Кущей. Данное мнение приобретает еще большую доказательность, если не забывать, что Входу Господню в Иерусалим предшествовало воскрешение Лазаря, которое в свою очередь предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых. Но ведь данные события выступают еще и в качестве тем праздника трубного звука, который проходил перед праздником Кущей.

Вход господень в иерусалим

Кроме того, для последнего празднования были характерны ликование и радостные восклицания (см.: Ис. 12: 6; 42: 1–2; 44: 23; Иер. 31: 7; Зах. 9: 9), также указывавшие на будущее воскресение мертвых (см.: Ис. 26: 19). Очевидно, этим и объясняются возгласы «Осанна!»(буквально – «Спаси же!»), которые с молением о помощи обращены к Богу.

Не исключая совершенно возможности употребления слова«осанна»в качестве аккламации (если присвоить ему междометно-эмоциональную роль), можно воспринимать его и как просьбу о Царе – особенно в позиции обращения (ср. в связи с этим аналогичный по содержанию Пс. 117, стихи 25–26 которого звучали во время Входа Господня в Иерусалим). И здесь особо надо указать на следующий факт: все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами рассматриваемого события, и в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его словами «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!», однозначно понимавшимися как мессианское приветствие.

Вход Господень в  Иерусалим проходит под знаком двусмысленности.

Если у синоптиков (у евангелистов Матфея, Марка и Луки) это событие  отмечено как безоговорочно радостное, то у Иоанна — нет. Потому что мы знаем, что в толпе стоят люди, которые будут его выслеживать. Они и Лазаря снова собираются убить.

Синоптики смотрят глазами народа, а Иоанн показывает процессы внутренние, не видные  людям.

Вход в Иерусалим происходит в обстановке встречи царя; это высшая точка публичности в Евангелиях.. При этом, обратите внимание, что имеется и некоторая конспиративность. Господь посылает учеников за осленком и при этом говорит: «И если кто скажет вам: что вы это делаете? — Отвечайте, что он надобен Господу» (Мк.11:3) Это пароль и отзыв.

Если у человека просто так забирают осла, ведь он на это не согласится! Он скажет: «Мне он тоже нужен! Это мой осел!»

Это означает, что, скорее всего, владелец осла предупрежден заранее.

И далее мы видим, что на дорогу постилают одежды и пальмовые ветви — это образ въезда императора.

Тайны Страстной седмицы: Вход Господень в Иерусалим

Праздник в православном богослужении

Поскольку совершенно очевидна неразрывная связь между Входом Господним в Иерусалим, чудом воскрешения праведного Лазаря и Страстями Господа, соответствующее празднование в православной литургической традиции является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы.

В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.

Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце.

В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) - один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Праздник еще называется праздником "Вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима), неделей "Цветоносия", "Цветною".
В России же этот праздник называется "Вербным воскресеньем", поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это верба и в этот день за всенощной службой (или за утреней) молящимся раздаются освященные ветви вербы.

Вербное воскресенье, в отличие от других двунадесятых праздников, не имеет предпразднства и попразднства. То есть отличается от других, подобных по величию праздников, тем, что ограничивается только одним днем: праздник окружен днями строгого поста. С одной стороны - это дни святой Четыредесятницы, с другой - Страстной седмицы. Лазарева суббота и Вербное Воскресенье служит переходом от периода подготовки к самой Страстной Седмице.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле". И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса, Сына Давидова. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й): «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

На другом Латеранском саркофаге эта сцена очень живая и динамичная: юный Христос с благословляющей десницей едет верхом; за Ним следуют два апостола с воздетыми руками для выражения восклицания «Осанна!». Впереди группа людей: иные расстилают на пути одежды, другие, с одеждами и пальмовыми ветвями в руках, выходят из ворот Иерусалима; другой человек сидит на пальмовом дереве и срезает ветви [10].

Интересны рельефные изображения последующего времени. На окладе Евангелия VI в., хранящегося в сокровищнице собора в Милане, Вход в Иерусалим дан в краткой редакции. Иногда Спасителя изображают, сидящего на осле не верхом, а сбоку – это типично для византийских памятников. В резном изображении слоновой кости трона (кафедры) архиепископа Максимиана (546–556, Архиепископский музей, Равенна) перед Спасителем расстилает одежды женщина, означающая, вероятно, город Иерусалим. В стихире на литии говорится: «…веселится дщи Сионова, радуются языцы земнии, ветви держат дети, ризы же ученицы». На Парижском окладе в воротах Иерусалима изображена женщина в нимбе; она также олицетворяет Иерусалим [10].

Начиная с VI в. встречается сюжет Входа Господня в Иерусалим в книжной миниатюре. В сирийском Евангелии Раввулы (586 г., из флорентийской библиотеки Лауренциана) композиция краткая, видимо, из-за недостатка места: Христос без бороды, в багряной тунике, в сопровождении апостола; перед Ним один человек расстилает тунику, еще трое с пальмовыми ветвями в руках.

Образцом полной редакции византийской миниатюры Входа в Иерусалим является миниатюра из т. н. Кодекса Россано (рукописи Евангелия VI в. – Россано, кафедральный собор), занимающая целый лист. Христос со свитком и благословляющей десницей, в крестчатом нимбе едет на осле; за Ним следуют два апостола; они ведут между собой беседу. Возле апостолов пальма, на которую взобрались двое и срывают ветви. Впереди Христа большая толпа народа: два человека постилают на дороге одежды; группа мужчин и женщин с пальмовыми ветвями в руках вышла навстречу Ему из городских ворот; тут же группа детей в коротких украшенных клавами туниках, также с ветвями в руках. На заднем плане город Иерусалим, окруженный стеной; из окон городских домов выглядывают люди с пальмовыми ветвями. Торжество встречи показано вполне ясно. Заметим, что в этой миниатюре впервые появляется изображение детей с ветвями [10].

В миниатюре рукописи Слов святителя Григория Богослова (880–883 гг., Французская национальная библиотека, Париж) Христос изображен с благословляющей десницей на небольшом ослике; на Его лице, обращенном к Иерусалиму, печать скорби: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (Лк. 19:41, 42). Рядом со Спасителем идет группа апостолов; впереди – большая толпа народа, вышедшая навстречу Ему из городских ворот: мужчины, женщины, дети с пальмовыми ветвями в руках; мальчик постилает на дороге одежду. Позади видны стены и укрепленные башни Иерусалима [10].

Все ветхозаветные пророки Божьи говорили о том, что Царство Божье будет, придёт на землю. И мы знаем, что Оно явилось однажды. Господь Иисус Христос показал, что Он — Царь Царства Небесного и здесь на земле. В течение одного дня, во время входа в Иерусалим, Он показал, что оно будет, и, непременно, придёт на эту землю.

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), «Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует, предображает и Второе Пришествие Его на землю. Первое совершилось в тайне и в безвестии, только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. А Второе Пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет, окруженный Ангелами, сияющий Божественным светом. Это событие и знаменует собой вход Господа в Иерусалим, Господа, окруженного апостолами и народом, восклицающим: «Осанна Сыну Давидову, слава Сыну Давидову!»

Каждый из нас должен помнить, что он есть самый великий грешник. Если человек понимает свою греховность, значит, может и исправиться. Начало этого пути — осознание своего греховного состояния, осознание того, что нам нужен Господь, Который может войти, как в Иерусалим, и в наше сердце, — и в нашем сердце или будет распят, или прославится во всей своей славе.

А распинаем мы Господа, прежде всего, в сердце своем грехами, страстями, теми поступками, которые не могут быть достойны христианина.

Благословен еси, скинию падшую Давидову возставити пришедый, да нашу внутреннюю благообразную скинию паки просветиши; благословен еси, храм Твой дом молитвы сотворивый, да нас, бывших вертепы душетленных разбойников, паки дом чист Духа Святаго сотвориши.

Благословен еси, Емуже тысящи тысящ служат на небеси и пред Нимже тьмы тем предстоят; благословен еси, Емуже сонмы детей воспеваху на земли и Егоже сретаху тьмы народныя.

Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!

Кондак 9

Вce сонмище иудейское архиереев и книжников, видевше чудеса, яже сотворил еси во храме, Иисусе, и отроки, зовущия: «Осанна Сыну Давидову»,— вознегодоваша и реша Тебе: «Слышиши ли, что сии глаголют?» Ты же рекл еси им: «Несте ли чли николиже, яко изо уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу». Мы же, удивляющеся окаменению и жестосердию сердец их, злобою да младенчествуем ныне, да в простоте сердечной воспоем ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии Божественнии, аще и много глаголют, но не возмогут воздати достойнаго благодарения неизреченному снисхождению Твоему, Христе, яко ныне волею пришел еси во Иерусалим Крест претерпети. Сего ради утаил еси от премудрых и разумных Свое Божество и открыл еси е младенцем, иже чистыми сердцы паче отец своих ощутиша, яко Ты еси воистину Христос. Сподоби и нам душами чистыми и нескверными усты исповедати Божественную славу Твою, поюще Тебе сице:

Благословен еси, явлением словес Твоих просвещаяй и вразумляяй младенцы, просвети и вразуми наши мысли и сердца; благословен еси, творением чудес Твоих свидетельствуяй Божество Свое, открый очи мои уразумети от закона Твоего чудеса.

Благословен еси, пасый Израиля, паси мя в кротости духа на месте злачне; благословен еси, храняй Иакова, всели мя в чистоте сердца на воде покойне.

Благословен еси, Царю мира, да возсияет во днех Твоих правда, дондеже отъимется луна; благословен еси, Солнце Правды, да просветится свет Твой во множестве мира, дондеже сияет солнце.

Древние верования о плодоносящих свойствах вербы дожили до наших дней. Кроме того верба в русской православной традиции стала отожествляться с пальмовыми ветвями, которыми приветствовали Иисуса Христа и стала считаться символом его воскрешения и победы. В субботу перед праздником ветви вербы приносят верующие в храм, где они освящаются церковнослужителями. Считается, что ветки, освященные в церкви, обладают оздоравливающими и оберегающими свойствами. Если в доме хранится освященная верба, то в него не ударит молния, нечистая сила не перейдет порог, не будет сглазу его жителям, хворь обойдет скотину. Считалось, что если ударить человека или домашнюю скотину веточкой вербы, то это прибавит им жизненной силы. Ударяя, произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями, а сама верба передает им свою силу и здоровье – «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бей до слез». В конце XIX в. эти старинные заклинания постепенно стали превращаться в шуточные детские песенки. Родители слегка ударяли детей пучком вербы, приговаривая:

Верба, верба, 
Верба хлест, 
Верба хлест
Бьет до слез.
Верба синя
 
Бьет несильно,
Верба красна
Бьет напрасно,
Верба бела
Бьет за дело,
Верба хлест –
 
Бьет до слез.

Как отголосок древнего предания, до сих пор сохран яется представление о том, что освященная верба способствует чадородию женщин. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько поч ек вербы, освященной в церкви. Считается также, что верба помогает человеку и в его последний смертный час, отгоняя злых духов от изголовья умирающего. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В контексте народных представлений о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы, на которых распушились почки, совершались и обряды Вербного воскресенья. Это широко практикуемый обычай слегка хлестать детей освященной вербой для здоровья и роста, а также домашних животных. До сих пор, чтобы овцы плодились и было больше ягнят, во многих местах утром Вербного воскресенья выпекается обрядовое печенье кытьки, ярушки, катышки с медом или с запеченными вербными почками; их едят сами и кормят ими овец и ягнят.

[К содержанию]

«Шествие на осляти»

Одной из интереснейших традиций празднования Входа Господня в Иерусалим в допетровской России было так называемое «шествие на осляти», подробно описанный в трудах иностранных дипломатов, ученых, купцов, посетивших Московию в XVI – XVII вв (Адам Олеарий,Августин Майерберг).

Данный обряд был заимствован из византийской традиции: после праздничной службы во Входо-Иерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь.

обряд был упразднен.1697 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1678 г.В ряде русских городов вплоть до

[К содержанию]

Вербное воскресенье в России в конце XIX — ХХ вв.

В последующие столетия церемониал праздника значительно упростился, в XVIII – начале ХХ вв. это торжество не несло широкого, настоящего веселья (все-таки еще продолжался пост), но рассматривалось в обществе как своего рода репетиция перед «большим» гуляньем.

Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил
туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались
миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила
торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии - Спасителя мира.

Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает,
что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно
распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом;
весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил
Спасителя. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали
славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно
иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в
Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им
казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с
Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они
ликующе возглашали: "Осанна, благословен Грядый во Имя Господне". Восторг
народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по
которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев,
устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и
празднования.

Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший
Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того - как
говорит Св. Евангелист Лука - когда они приблизились к Иерусалиму, и
открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки
ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, -
заплакал, глядя на город, и сказал: "О, если бы ты хоть в этот день понял,
что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет
день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не
оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…"

(далее)Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы - все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: "Осанна Сыну Давидову!", то есть...

Слово в неделю Вайи архиеп. Платона

(далее)Говорили мы в прошедшую неделю о тайне святаго причащения, для каких притчин она уставлена, и с каким уважением и благоговением древние Христиане оную совершали и принимали. Кажется уже из того самого довольно видеть могли, какое обязательство на нас лежит, чтоб не отступать нам от славных следов оных Христиан, и что мы не можем ни изъявить благодарности своей Богу за великия Его благодеяния, ни засвидетельствовать взаимнаго между собою и со всею церковию соединения, как токмо сим торжественным священнаго...

Иконы:

(голосов:0)
Похожие статьи:

Главная

17.09.2015

Почему их двоих Святая Церковь назвала первоверховными, а не кого-либо одного из них? 

Святые апостолы Петр и Павел очень разные, и по-разному призвал их Иисус Христос, и жития их отличаются. 

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.


Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский / Патриархия.ru

Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос жил на земле.

Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. Его потрясли чудеса, и, когда он услышал Божественное учение, то уверовал во Христа как Сына Божия. Он сблизился с учениками Господа, особенно со


14 августа - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1
(14) августа, в первый день Успенского поста, Православная
Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ
Животворящего Креста Господня
. С того времени, как Сын
Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться
необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует
и история праздника. Празднование было установлено в Константинополе
по причине болезней, часто бывавших там в августе.

Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках
он утвердился во всех Православных церквях во всем мире. В
Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа
по старому стилю, а по новому 14 августа, часть Животворящего
Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся
в церкви во дворце византийских императоров, износилась в
храм святой Софии, где совершалось освящение воды.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста ГосподняВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — двунадесятый церковный праздник. Празднование 14 сентября (27 сентября)

Греческое название праздника – `H pankosmios gupsosis tou timiou kai zoopoiou Staurou – «Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста»; лат. Exaltatio Sancti Crucis – Воздвижение св. Креста , один из главных христианских праздников.


Полное житие святого Иоанна Кронштадтского

[/b]
[b]УЧЕНИЕ 0. ИОАННА 0 ЦЕРКВИ И ДРУГИЕ БЕСЕДЫ ЕГО С ПАСТЫРЯМИ,
ОБЛИЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА И ПРОРОЧЕСТВА 0 СУДЬБАХ РОССИИ

Примечание автора: По техническим соображениям, в этом Отделе, значительно дополненном, помещено то, что первоначально предположено было напечатать в III Отделе, а то, что предназначалось для II Отдела, будет напечатано в III Отделе.


Комментарии к статье Вход господень в иерусалим:
Загрузка...
loading...


2015