Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Русские святые. Жития святых.
Кирилл, равноапостольный, учитель Словенский

На долю русского народа
выпало редкое счастье получить христианство тог­да, когда еще почти не
успели выразиться черты национального само­оп­реде­ления.
Христианство не сталкивается тут ни с оформившимся учением, ни с богатым культом
какой-либо религии; не находит укоренившихся нрав­ст­венных привычек или
государственных ус­тремлений. Самый язык, еще не запятнанный и гибкий,
доверчиво дает устроить из себя сосуд благодати. Одним словом, христианство
попадает в души младенческие, и все дальнейшие возраста­ние их, все
внутреннее их устроение совершалось под прямым водитель­ством Церкви. Весьма
по­нятно, что народный дух, так сложившийся, не мог не быть существенно
православным. Если же прибавить сюда еще при­­родную мягкость
русско­го характера, то станет вполне
понятно, что Право­славие долж­но было запечатлеться на этом
во­ске так, как предназначил Промысл Божий.

С славными именами свв. Кирилла и Мефодия
соединяются самые дорогие для славянских племен вообще и для русского народа в
частности воспо­ми­нания. Их вечно славные и памятные труды в
составлении славянской грамоты, введении сла­вянского языка при
богослужении, в переводе Священных книг на родной славянский язык по­ложили
основание духовному и гражданскому величию сла­вян, их нравственной и
гражданской самобытности; переводом Священных и бого­служебных книг на
родной славянский язык они положили начало нашему вечному спасению. Святые
Кирилл и Мефодий не только наши учи­тели и апостолы, но и отцы; они
возродили нас духовно, научив своими трудами познать Единого Истинного Бога. Их
святые имена для славянина — синоним Православия и
просвещения.

Видев святый Кирилл, еще сый отрок, в нощи видение, яко избрати ему Софию деву сестру себе, родителем сия поведа. Тии же, разумевше зде волю Божию, во еже быти чаду их премудрости служителю, вельми о научении и наказании его пекошася, зряще же скорое его в разуме преспеяние, пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразуменный и естество сущих испытуя, Кирилл в премудрости паче сверстник своих преспеваше и, еще отрок сый, прославися, и в палатех царских во образ благий юному сыну цареву водворен бе. Но, богатство и славу земную презрев и еже едино на потребу спасения ища, в пустыню вселйся, да пощеньми и молитвами безстрастия достигнет. Сих же ради и Мефодий, воевода уже сый, отыде на гору Олимп, идеже яко инок Господу служаше. Темже научимся и мы искушения мира презирати, наипаче же Христу Богу угождати, угодники Его воспевающе сице: Радуйтеся, славою, яже от человек, не прельстившиися; Радуйтеся, пустынножительству крепце прилепившиися. Радуйтеся, яко Господь просвещал вы есть в сониих и видениих; Радуйтеся, яко и мудрость человеческая пособствова вам во спасение. Радуйтеся, яко Слово Божие и святых отец писания паче философии возлюбили есте; Радуйтеся, яко Господня закона не слышателие забытливи бысте, но творцы. Радуйтеся, яко козни диавольския, на пустын-ножители находящия, победили есте; Радуйтеся, яко сих ради дадеся вам власть над искушеньми и страстьми. Радуйтеся, яко подвизи ваша стяжаша вам венец живота; Радуйтеся, яко и ныне подвижником и постником пособницы есте. Радуйтеся, всем грешным пред Богом блазии заступницы; Радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы. Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык Словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 3

Сила молений царевых понуди святаго Кирилла пустыню оставити служения ради пастырска в Цареграде, идеже славу Божию ученьми и делы вещаше и ересь иконоборную посрамляше. Темже и нас, о святый отче, в православии утверди, отпадшия же от истинныя веры единоплеменники наша к единоверию возврати, да вси словене едиными усты вопиют о просветителех своих Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Через некоторое время, святой Константин пришел к своему брату на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского.

После этого они отправились к хазарам, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь.

Аще ли въпросиши словѣньскыя боукаря, глаголя: „Къто вы письмена сътворилъ есть, или кънигы прѣложилъ?“ — То вьси вѣдятъ и отъвѣщавъше рекутъ: „Святыи Костанътинъ Философъ, нарицаемыи Кѵрилъ, тъ намъ письмена сътвори и кънигы прѣложи, и Меѳодие, братъ его. Суть бо еще живи иже суть видѣли ихъ“. И аще вопросиши: „в кое время?“ то ведят и рекут: „яко въ врѣмена Михаила, цѣсаря грьчьска, и Бориса, къняза блъгарьска, и Растица къняза моравьска, и Коцеля къняза блатьньска въ лѣто же отъ съзъданья вьсего мира 6363“

Таким образом, создание славянской азбуки можно отнести к 863 г. по Рождестве Христовом, согласно Александрийскому летосчислению, употреблявшемуся в то время болгарскими летописцами.[20]

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, автором какой именно из двух славянских азбук — глаголицы или кириллицы — является Константин.

В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян, включая жителей на землях будущей Карпатской Руси, чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет. Моравская миссия также подготовила и крещение Болгарии (864).

В 867 году братья были вызваны в Рим. Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

Прибыв в Рим в начале 868 года, Кирилл и Мефодий нашли здесь нового папу, Адриана II. Братья передали ему мощи святого Климента, и тот утвердил богослужение на славянском языке (Глаголический обряд), и переведённые книги приказал положить в римских церквях. По велению папы, Формоз (епископ Порто) и Гаудерик (епископ Веллетри) посвятили в священники трех братьев, путешествовавших с Константином и Мефодием[21], а последний был рукоположён в епископский сан.

После этой победы Константин был послан
императором в 851 г. на дис­пут для прений о
Святой Троице с сарацинами (мусульманами). Это было первое миссионерское
путешествие святого, совершенное им в 24 года. Святой Конс­тантин так умело
отстаивал истинность православной веры и так обличал лож­ность учения
мусульман, что сарацинские мудрецы, не зная, что ему отве­чать, пытались
отравить святого. Но Господь сохранил Своего раба невредимым.
По возвращении
от сара­цин святой отказался от почетной должности учителя философии и
поселился в монастыре на Олимпе, где подвизался его старший брат святой Мефодий
(815—885; память 6/19 апреля). Несколько лет он провел в непрестанной молитве и
чтении творений святых отцов. На Олимпе он стал изучать славянский язык,
познакомился с древнееврейской и коптской
пись­менностью.

В 858 году в Царьград пришли послы от
хазар с просьбой прислать к ним ученого мужа, чтобы он обличил неправду
сарацинских и еврейских пропо­ведников, стре­мившихся обратить хазар в
свою веру. Император Михаил III направил к хазарам для проповеди Евангелия
святого Константина. Вместе с ним отправился и его святой брат Мефодий. На пути
они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там
святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы
Римского (+ 101; память 25 ноября/8 декабря). Там же, в Корсуни, святой
Константин на­шел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и
человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и
говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где
одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское
учение. Убежденный проповедью хазарский князь и с ним весь народ приняли
хрис­тианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богаты­ми
дара­ми, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ним на
ро­дину всех греческих пленников. И 200 человек были отпущены на свободу и
воз­вра­тились на родину. На пути домой братья снова посетили Корсунь и
в 862 (или 863) году, взяв там мощи святого Климента, вернулись в
Констан­тинополь. Святой Константин ос­тался в столице, а святой Мефодий
получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где
он подви­зался прежде.

Часто путешествуя, он знал, что многие христиане народов Востока – Кавказа, Грузии, Сирии, Крыма уже совершают богослужения на родном языке, что естественно, ибо большинство паствы не владело греческим, и богослужение для людей превращалось в набор непонятных речей. Это навело его на мысль перевести весь ход богослужений на славянский язык.

Воплотить идею проведения богослужений на близком славянам языке братья решили в Моравии – области Чехии. Это был важный политический ход: уже христианская при князе Ростиславе Моравия была предметом большого территориального интереса баварско-немецкой епархии, но при этом выступала против экспансии со стороны Людовика Немецкого.


Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в
возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех
языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной
церкви Велеграда — столицы Моравии.


К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности.
В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей
славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до
нашего времени, относятся к XIII веку.

Римская светская жизнь, сохранившая черты нравов империи времён язычества, неприятно поразила благочестивых и добродетельных святых братьев – оказывается, послы низверженного Фотия усвоили худшие уроки поведения и манеры жизни римского высшего общества, чем унижали честь патриарха, пославшего их и доверившего им блюсти достоинство Византии.

Святой равноапостольный Кирилл, который от рождения не отличался крепким здоровьем, занедужил и скончался в 869 году в довольно раннем возрасте – 42 лет. Но перед тем, предчувствуя скорую кончину, он принял схиму и просил святого Мефодия пообещать ему, что тот продолжит начатое ими в Моравии дело по распространению среди славян-христиан богослужения на церковно-славянском языке и все дела, совместно начатые.

Рановременная кончина Христова философа
причинила тяжкую потерю не только ближайшим сотрудникам его, но и всей Церкви
Православной.
В нем лишилась она одного из самых даровитых и ревностных
учителей и защитников веры святой. По распоряжению папы Адриана, ко гробу
почившего угодника Божия должны были предстать все: и греки, бывшие тогда в
Риме, и римляне, петь над ним погребальные песни со свечами и проводить его с полной
торжественностью, как бы проводили они самого папу. Всякое усердие к нему было
принято папой как дело истинно богоугодное. Св. Мефодий объявил папе, что их
мать заповедала им, чтобы тот из них, кто переживет другого, непременно перенес
отшедшего ко Господу в свой монастырь. Адриан так и ве­лел было сделать. Для
этого по его же приказанию гроб почившего был по­ставлен в особый ящик и
забит гвоздями. По истечении семи дней после того, когда все еще шли
приготовления к пути, римские епископы стали просить папу оставить мощи святого
в Риме. «После многих путешествий по разным странам, — говорили они, — Господь
привел его наконец в Рим; здесь и взял душу его. Прилично ему, как мужу
честному, и покоиться здесь же». Принял папа и эту просьбу, изъявив желание —
большее сделать. «Если так, — отвечал он епископам, — то из уважения к святости
почившего и из любви к нему я, преступив обычай римский, погребу его в моем
собственном гробе в церкви св. Петра». Ясно открыва­лось из всего этого, что
Сам Господь избирал Рим в место вечного упокоения для святого пришельца с
Востока, дабы он и по смерти своей не переставал обличать папство в уклонении

от чистоты учения первобытной Церкви Христовой, оставаясь вместе
предста­телем пред Господом о новообращенных чадах своих в землях
сла­вянских, смущаемых кознями вражьими. Святой Мефодий понял намерение
Божие и оставил прежнее свое желание; но, чтобы, с одной стороны, сделать
доступнее святыню для истинных чтителей ее, а с другой, отклонить от нее земное
ве­личие, которого избегал при жизни смиренный слуга Христов, и, с тем
вместе, очевиднее показать намерение Божие о ней, он решился просить папу
поло­жить честные останки единокровного сотрудника своего не в гробе
папском, а в хра­ме св. Климента, с мощами которого они пришли в Рим. Папа и
на это охотно согласился. По его повелению немедленно собрались епископы, иноки
и народ и с подобающей честью проводили святые останки до означенной церкви. При
этом Господу было угодно земные почести, достойно оказанные усопшему праведнику,
запечатлеть знамением Своей силы. В храме епископы хотели посмотреть, не
похищена ли какая часть от его святых мощей, но сколь­ко ни силились, не
могли вынуть гвоздей, которыми был заколочен гроб. Так вместе с ящиком и
поставили они гроб по правую сторону алтаря. Вскоре гроб святого сделался
источником многоразлич­ных чудес и дарований Божиих. Чем более
обнаруживалась сила благодати, кото­рую стяжал на небе угодник Божий, тем
более возрастало благоговение к нему.
Римляне поставили на гро­бе икону его, день и ночь возжигали елей
пред ней, воздавая хвалу Богу, прослав­ляющему прославляющих
Его.

В том обстоятельстве, что просветитель
славян святой Кирилл скончался и погребен в Риме, издревле видели великую славу
его, равную славе первовер­ховных апосто­лов. В каноне святому Кириллу,
составленном еще в IX веке, по­ме­щен стих следу­ющего содержания:
«Господь Бог повелел ему с ними (т. е. апостолами Петром и Павлом) причастный
покой прияти, как третьему (после них) свершителю Своего смотре­ния, как
светилу, восполняющему лучами славы своей сияние двух верховных светил». Нельзя
не увидеть глубоко зна­ме­нательного значения в том, что святой Кирилл
погребен в церкви св. Климента. Святой Мефодий, отклонив почетное предложение
папы Адриана похоронить брата в Ватикане в пышной папской гробнице и избрав
местом вечного покоя для него бедную, забытую церковь св. Климента, тем
засвидетельствовал, что апостолу Восточного Православия подобало почивать не
среди папских гробниц в ватиканском храме, представляющем собой в настоящее
время, по мнению многих, скорее пышный мавзолей и апофеоз папства, нежели дом
молитвы, а именно здесь, в церкви св. Климента, которая одна из всех римских
церквей через много веков сохранила в себе характер право­славного храма
первых вре­мен христианства, как бы для того, чтобы стать достойным и
знамена­тель­ным надгробным памятником свв. Климента и Кирилла, которые
оба, как ис­тин­ные преемники апостолов, едиными усты и единым сердцем
исповедовали Единую, Святую, Соборную, Апостольскую
Церковь.

Икос 12

Поюще ваше дивное житие на земли и славу, яже на небеси, помышляюще, смиренно молим вас, святии учителие, силу свыше православным христианом на враги невидимыя и видимыя даровавшия, и народы словенския в единение веры приведшия, вси воспевают, верно взывающе: Радуйтеся, православия твердое ограждение; Радуйтеся, неверия живое обличение. Радуйтеся, исхождение Духа Святаго от Отца точию, яко отдревле прияхом, исповедавшии; Радуйтеся, службу Божию совершати комуждо своим си языком завещавщии. Радуйтеся, праведных в праведности утвержде- ние; Радуйтеся, и беззаконных к закону обращение. Радуйтеся, яко вами и мы во исполнение Церкве внидохом; Радуйтеся, яко вами слово Божие на сроднем нам языке достиже. Радуйтеся, яко молитвами вашими, аки забралом крепким, от врагов наших ограждаемся; Радуйтеся, яко предстательством вашим вечныя жизни сподобляемся. Радуйтеся, всем словеном пастырие и отцы, ихже ради есмы вси братие; Радуйтеся, яко вас ради братия суще по плоти и по духу братия Христу сотворихомся. Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 13

О пречуднии и предивнии язык словенских учителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, нынешнее приемше моление наше, вся словены от находящих им зол и бед свободите, в мире и единении соблюдите и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, во умилении о вас поющих Богу: Аллилуиа.

(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

(голосов:0)
Похожие статьи:

Главная

17.09.2015

Почему их двоих Святая Церковь назвала первоверховными, а не кого-либо одного из них? 

Святые апостолы Петр и Павел очень разные, и по-разному призвал их Иисус Христос, и жития их отличаются. 

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.


Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский / Патриархия.ru

Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос жил на земле.

Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. Его потрясли чудеса, и, когда он услышал Божественное учение, то уверовал во Христа как Сына Божия. Он сблизился с учениками Господа, особенно со


Святой благоверный князь Даниил Московский — Глава из книги священника Валерия Мешкова "Праздники в Православии"

(4/17 марта н.ст и 30 августа/12 сентября н.ст.)


В период правления князя Даниила Русь находилась под тяжким монголо-татарским игом, её ослабляли княжеские усобицы.

Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году.


Имя Анастасия - Православный журнал "Фома"

11 ноября Православная Церковь вспоминает мученицу Анастасию Римляныню

11 ноября Православная Церковь вспоминает мученицу Анастасию Римляныню. Об истории одного из самых популярных женских имен в России, о святых Анастасиях читайте в новой статье в рубрике «Значение имен».


Николай Чудотворец — день памяти 22 мая

История праздника


книжную премудрость.


Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни.
Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример
товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.


Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался
примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все
время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и
молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые
дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.


Комментарии к статье Святой равноапостольный кирилл учитель словенский:
loading...
Загрузка...


2015