Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Игры Монтессори. Упражнения в практической жизни Материнство

В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.

Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка.

Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, чистка металлических предметов, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании.

Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры.

Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе.
Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.

Упражнения с Монтессори-материалом (Хилтунен Е.)


От издателя: В книге представлены дидактические материалы для учителей и родителей, позволяющие развить у ребенка чувства и моторику, развивая, тем самым, разум.

Пожаловаться на видео?

Понравилось?

Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения.

Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М.Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.

Поскольку Монтессори - метод несет в себе антропологические основания, т.е. глубинное и детальное изучение свободных проявлений ребенка, то становится понятным, почему обучение письму Монтессори называет "методом самопроизвольного письма". Предоставив возможность ребенку развить свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), нам остается обеспечить ему, возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно.

И сама Монтессори в Италии, и Ю.И.Фаусек в России 20-х годов, и сотрудники Дома Марии Монтессори в наше время неоднократно наблюдали картину самопроизвольного, интуитивного письма детей 4-х -5 лет, когда ребенок, работающий в специально подготовленной развивающей среде, легко пишет на доске мелом или карандашом на бумаге многие буквы алфавита и даже целые слова (например, свое имя), не зная еще названия ни одной буквы. И при определенной тренировке знаки выравниваются, превращаясь в красивый письменный ряд. Он способен переписывать-перерисовывать слова, и даже тексты под диктовку учителя, выкладывать их из подвижного алфавита, выполняя эту работу механически. Вот почему в этот период малыш еще не готов к чтению, которое невозможно без понимания значения знаков. Чтение требует чисто умственной, абстрактной работы.

Монтессори пишет о том, что, благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Начиная с упражнений в сенсомоторике. ребенок движется к развитию интеллекта. Причем движение это происходит в определенной логике, которую задает учитель. Например, «золотой» математический материал предъявляется ребенку сначала в конкретном выражении (золотые бусины), потом в символах (цифры на карточках), а затем производится сравнение чисел и их символов.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Возраст

5 - 7 лет

Цель упражнения

Умение составлять
примеры на различные арифметические действия.

Материал

Коробка с двумя
отделениями, в одном из которых сложены пластмассовые или картонные таблички
с изображением цифр от 1 до 20, а в другом - пластмассовые знаки
"+", "-", "больше", "меньше".

Описание работы

Ребенок приносит на
стол коробку с материалом. Из содержимого коробки он составляет примеры и
выкладывает их на столе перед собой.

Комментарий

Упражнения с этим
материалом позволяют ребенку еще и еще раз продумать различные арифметические
действия. В процессе работы он оперирует с такими понятиями, как
"больше", "меньше", "сумма",
"разность", "равенство", "умножение" и
"деление". К работе с этим материалом ребенок может обращаться
неоднократно, даже в тот период, когда некоторые из этих понятий ему
неизвестны. Наличие в коробке с материалом разнообразных арифметических
знаков дает возможность ребенку работать в зоне его актуального развития с
прицелом на зону ближайшего развития. Незнакомые знаки вначале являются
загадкой для ребенка, и эту загадку он, упражняясь, отгадает.

Где применялось
упражнение

В детских группах
ДММ, а так же в других Монтессори - группах России.

Дата

1994 - 19995

Возраст

5 - 7 лет

Цель упражнения

Умение составлять
примеры на различные арифметические действия.

Материал

Коробка с двумя
отделениями, в одном из которых сложены пластмассовые или картонные таблички
с изображением цифр от 1 до 20, а в другом - пластмассовые знаки
"+", "-", "больше", "меньше".

Описание работы

Ребенок приносит на
стол коробку с материалом. Из содержимого коробки он составляет примеры и
выкладывает их на столе перед собой.

Комментарий

Упражнения с этим
материалом позволяют ребенку еще и еще раз продумать различные арифметические
действия. В процессе работы он оперирует с такими понятиями, как
"больше", "меньше", "сумма",
"разность", "равенство", "умножение" и
"деление". К работе с этим материалом ребенок может обращаться
неоднократно, даже в тот период, когда некоторые из этих понятий ему
неизвестны. Наличие в коробке с материалом разнообразных арифметических
знаков дает возможность ребенку работать в зоне его актуального развития с
прицелом на зону ближайшего развития. Незнакомые знаки вначале являются
загадкой для ребенка, и эту загадку он, упражняясь, отгадает.

Где применялось
упражнение

В детских группах
ДММ, а так же в других Монтессори - группах России.

Дата

1994 - 19995

ЧИСЛА

Возраст

4 - 6 лет

Цель упражнения

Закрепление
количественного выражения числа

Материал

Картонные, деревянные
или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображение: на одной ее
половинке несколько точек или предметов, а на другой - число от 0 до 20.

Описание работы

Ребенок берет наугад
одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем подбирает к ней
парную и приставляет ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может
выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.

Комментарий

Упражнение нравится
детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей
произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно
изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно преложить домино с
числами от 1 до 100 и даже до 1000, используя для отображения крупных чисел
прием Монтессори в Золотом материале: единицы изображать точками, десятки -
отрезками, сотни - квадратами.

Где применялось
упражнение

В детских группах
Московского Дома Марии Монтессори.

Дата

1994 - 19995

Возраст

4 - 6 лет

Цель упражнения

Закрепление
количественного выражения числа

Материал

Картонные, деревянные
или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображение: на одной ее
половинке несколько точек или предметов, а на другой - число от 0 до 20.

Описание работы

Ребенок берет наугад
одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем подбирает к ней
парную и приставляет ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может
выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.

Комментарий

Упражнение нравится
детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей
произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно
изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно преложить домино с
числами от 1 до 100 и даже до 1000, используя для отображения крупных чисел
прием Монтессори в Золотом материале: единицы изображать точками, десятки -
отрезками, сотни - квадратами.

Материал.

На подносе маленький заварочный чайник. Маленькая чашка. Губка.

Работа с материалом.

Ребенок приносит поднос с материалом на стол. Чайник справа. Он берет правой рукой за ручку чайник с водой. Левой рукой (двумя пальцами) он придерживает крышку. Так малыш переливает воду из чайника в чашку.

Переливание воды через три воронки

Материал.

Поднос, 3 воронки с носиками разной толщины, 3 пузырька с соответствующими горлышками, стеклянный кувшин, губка. На всех сосудах есть отметка уровня воды.

Работа с материалом.

Ребенок ставит материал на свой рабочий столик. Он берет самую большую воронку, и вставляют ее в пузырек с самым широким горлышком. Правой рукой он наливает в него воду через воронку до отметки. Левой поддерживает носик. Далее он повторяет действие с двумя другими воронками и пузырьками. Если на подносе осталась случайно пролитая вода, малыш вытирает ее губкой.

Поливка цветов

Материал.

На подносе стоит кувшин с водой и лейка. Комнатный цветок в горшке. Губка. Миска.

Работа с материалом.

Ребенок ставит на стол цветок в горшке. Он приносит и ставит рядом поднос с кувшином, лейкой, миской и губкой. Он наливает часть воды в лейку, а другую часть - в миску. Поливает землю вокруг цветка. Затем он смачивает губку и аккуратно протирает листья, придерживая их снизу левой рукой. После работы цветок и поднос с материалом ставятся на место.

Луковицы в воде

Материал.

Поднос, на котором стоят 3-4 прозрачных бокала, 3-4 крупных луковицы гиацинтов, тюльпанов или обычного репчатого лука (чеснока). Кувшины с водой.

Работа с материалом.

Ребенок приносит материал на стол. Он разливает воду из кувшина по бокалам. Затем аккуратно вставляет каждую луковицу в горлышко бокала. Она не должна провалиться в воду. Когда все готово, поднос с посажеными луковицами выставляется к свету и ведется наблюдение за ними (появление корней, стебля. листьев, цветение).

Переливание из одного сосуда в три

Материал.

Поднос, прозрачный чайник или кувшин, 3-4 одинаковых стаканчика, губка. На чайнике сделана отметка уровня воды, которая определяет общий объем всех стаканчиков.

Работа с материалом.

Ребенок ставит на стол материал, берег правой рукой за ручку кувшин и аккуратно переливает воду понемножку в каждый из стаканчиков. Левой рукой он поддерживает кувшин под носик. Ребенок старается, чтобы носик кувшина смотрел каждый раз в центр стаканчика и чтобы вода не перелилась через его край. Когда стаканчики наполнены, малыш ставит кувшин на место. Работа закончена, но ее можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин. Перед тем, как отнести материал на его место, промокает оставшиеся на подносе капли.

Игры с водой (продолжение)

Мытье рук

Материал.

Ведро, большая миска, кувшин с водой, мыльница с мылом, щеточка для чистки ногтей, губка, щетка для чистки миски. Крем для рук. Полотенце. Фартук.

Работа с материалом.

Ребенок надевает фартук, наливает из кувшина часть воды в миску. Затем он опускает руки в воду и смачивает их, берет мыло и намыливает каждый палец. Затем смывает мыло и с помощью щеточки чистит ногти. Еще раз смывает. Затем малыш вытирает руки полотенцем. Грязная вода выливается в ведро. Миска очищается с помощью щетки, смывается чистой водой. В конце работы ребенок снимает фартук, наносит на руки крем, смазывая каждый палец. Материал собирается и ставится на полку.

Аранжировка цветов

Материал.

На подносе миска, кувшин, две вазочки для цветов, клеенка, кусок бумаги, необработанные цветы в ведре, ножницы, губка.

Работа с материалом.

Ребенок расстилает на столе клеенку и выкладывает на нее цветы из ведра. Он наливает часть воды в миску, а другую часть - в одну из вазочек. Затем он берет ножницы и подрезает каждый цветок под водой в миске, ставит в вазу. Мусор остается на бумаге, которая потом аккуратно складывается и выбрасывается.

Вода из снега

Материал.

На маленьком подносе стоит свечка в подсвечнике, миска со снегом, ложка, чашка для воды, зажигалка, тряпочка.

Работа с материалом.

1993-1994

Школа свободного саморазвития. Язык

КАПЛИ В ЯЧЕЙКАХ

Возраст

2-5 лет

Цель упражнения

Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Координация. Подготовка руки к письму.

Материал

На маленьком подносе лежат платформа с ячейками (можно использовать резиновую мыльницу) и пипетка с “тугим” наконечником. Стоит пузырек с чуть подкрашенной водой. Все предметы соответствуют друг другу по цвету.

Описание работы

Ребенок ставит перед собой на стол подносик с материалом. Он берет пипетку и, сжимая ее колпачок тремя основными пальцами, набирает воду из пузырька. Малыш аккуратно переносит пипетку с водой к платформе с ячейками и заполняет ячейки каплями, сжимая колпачок пинетки. После заполнения всей платформы капли с помощью пипетки отправляются назад в пузырек.

Комментарий

Сжимая и разжимая тремя основными пальцами колпачок пинетки, ребенок тем самым упражняет именно те пальцы, которыми потом будет писать. Упражнение требует предельного внимания, концентрации внимания, что также немаловажно. Если малыш сделал неловкое движение и капля упала на поднос, он легко заметит ошибку и тут же исправит, подхватив эту каплю той же пиленой. Упражнение прекрасно тренирует точность в мелких движениях руки.

Где применялось упражнение

В детских группах от 2-х до 5-ти Дома Марии Монтессори в Москве и в других Монтессори — группах России.

Дата

1993-1994

Школа свободного саморазвития. Язык

ПИПЕТКА В БУТЫЛКЕ

11.26 МБскачан 289 раз

(голосов:0)
Похожие статьи:

Раннее развитие детей. Методики раннего развития детей

Раннее развитие детей – популярная тема в последнее время. А всё потому, что родители наконец начали осознавать, что ребёнка можно и нужно развивать не со школы или садика, а намного раньше, даже с рождения!

Существует множество популярных книг, описывающих, как стоит и как не стоит воспитывать детей. Какую же из них выбрать? Я постараюсь вкратце рассказать о наиболее известных.


Школа для самых маленьких

Школа для самых маленьких

Школа для самых маленьких

– В конце прошлой беседы, мы говорили о понятии суда, который должен стать частью системы воспитания. Это касается и маленьких детей в возрасте от трех до шести лет?


– Личностное развитие ребенка, то есть развитие его индивидуальности, происходит за счет ощущения, что есть суд и милосердие, определенные ограничения, развитие в разных направлениях, реакции на его поведение. Поэтому он должен давать оценку своему поведению и обращать внимание на оценки других. Из проходимых им процессов в нем должна сформироваться внутренняя основа для самовоспитания.


От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка - Раннее развитие

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.


Монтессори материалы своими руками

Игры МонтессориБолее ста лет система Монтессори помогает ребенку осваиваться во внешнем мире, используя все основные чувства.

С помощью вспомогательных дидактических материалов происходит максимальное взаимодействие слуха, зрения, вкуса, звука и тактильных ощущений, что позволяет малышу всесторонне развиваться и ориентироваться в таком непонятном взрослом мире.


Конкурс стартапов-2012: как заработать на открытии детских садов Монтессори

В феврале 2012 года мы с единомышленниками Айнаром Абдрахмановым и Ириной Исаевой создали компанию «Восход Солнца», которая в будущем должна стать оператором детских садов и центров, работающих по методу Монтессори.

Малыши вернулись в свои любимые Монтессори сады «Радуги» Тодлер сад до 3х лет


Комментарии к статье Упражнения с монтессори материалом:
Загрузка...
loading...


2015