Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Картотека по развитию речи (старшая группа) по теме: Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста | скачать бесплатно

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Росинка»

Картотека

«Дидактические игры и упражнения по развитию речи

для детей дошкольного возраста»

                                                                                               Кумаргалиева И.Е.

                                                                                               воспитатель

г. Лангепас

2013 г.

Тема «Игрушки»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - …  .

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

 Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - …  .

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы…  .

Дидактическое упражнение «Какой?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - …  .

Тема «Огород, овощи»

Дидактическая игра «Картошечка»

Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

Копать              Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать       Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать          Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать   Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Рыхлить

Выкапывать

Готовить

Дидактическая игра «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.

Условные обозначения:

Знак вопроса – что это?

Грядка – где растет?

Цвет, форма.

Величина.

Солонка – вкус.

Человек – как использует.

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».

Материал: мяч.

Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный…  .

Тема «Сад, фрукты»

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Материал: мяч.

Сад и яблоко.                    Яблоневый сад.

Сад и груша.                       Грушевый сад.

Груша и варенье.              Грушевое варенье.

Персик и сок.                     Персиковый сок.

Гранат и сок.                      Гранатовый сок.

Яблоко и пирог.                Яблочный пирог.

Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и
чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте,
способствуют общеречевому развитию дошкольников.

Педагог может использовать их как на занятиях, так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности
каждого ребенка. Наборное полотно может быть мобильно, как например, в игре “Волшебные лучики”, может применяться на
занятиях по обучению грамоте и на занятиях по математике. Тренажер для развития речевого дыхания может стать элементом
экологического уголка.

“Раз ступенька, два ступенька”
(для детей 5 – 7 лет)

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Материал: мяч.
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Игра «Телеграф»

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Материал: палочки.
Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Игра с мячом «Передай дальше»

Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова.
Материал: мяч.
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Игра «Назови правильное слово»

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

 (Н. Рыленков)

                                      ·Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значе­нии?

Хороший Ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву "л" из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л***    л***    л***    л***    л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Ход игры. 1 вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

 2 вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).

11. «Волшебный круг».

 Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

 Ход игры. I вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка — мышка удочка —уточка мак — рак коза — коса кит — кот трава — дрова усы — уши кадушка — катушка дом — дым II вариант Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих: 1-2 человека и более.

16

Цель: упражнять детей в умении чётко произносить звуки в слогах, словах, словосочетаниях. Развивать внимание, связную речь (составить предложение с заданным словом, составить описательный рассказ).

Развивать грамматический строй речи.

«Звучащие упражнения»

17

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков [ч] [ш] [щ], умении находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух, внимание.

Уша-таки-хей - Уша-таки-хей

Мы музыканты-кепиа-таланты - Мы музыканты-кепиа-таланты

Мы умэм грать - Мы умэм грать

Я умэм грать - Я умэм грать

На носэ (нос) - На носэ

(легкое постукивание указательным пальцем по кончику носа)

Носа-таки-носа-таки - Носа-таки-носа-таки

Носа-таки-носа-таки - Носа-таки-носа-таки

Носа-таки-носа-таки - Носа-таки-носа-таки

Носа-таки-хей - Носа-таки-хей

Мы музыканты-кепиа-таланты - Мы музыканты-кепиа-таланты

Мы умэм грать - Мы умэм грать

Я умэм грать - Я умэм грать

(руки разводятся в стороны из центра груди)

Нэрва-таки-нэрва-таки - Нэрва-таки-нэрва-таки

Нэрва-таки-нэрва-таки - Нэрва-таки-нэрва-таки

Нэрва-таки-нэрва-таки - Нэрва-таки-нэрва-таки

Нэрва-таки-хей - Нэрва-таки-хей

(повтор детьми делается быстро)

*****

"КОЛПАК"

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения
игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Колпак мой треугольный,

Цель: совершенствовать слоговой анализ и
синтез.
Материал: набор карточек со слогами на
тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества
слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать
слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге
одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети
выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по
    преодолению нарушений слоговой структуры слов у
    детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений
    слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера,
    2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург:
    Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс
    игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и
    Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование
    слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция
    общего недоразвития речи у дошкольников. СПб:
    Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум,
    1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой
    структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к
    школе детей с общим недоразвитием речи в
    условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова.
    Москва: Гном и Д, 2001.
(голосов:0)
Похожие статьи:

Развивающие занятия для детей 2-х и 3-х лет (Тюмень). Самопознание.ру

Цель занятий — развитие интеллектуальной и коммуникативной сфер личности ребёнка.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и включают в себя:

Материалы для Ваших занятий вы можете  использовать дома, в детском саде или в начальных классах.


Подвижные игры для ребёнка от 1, 2, 3 лет

Подвижные игры для детей от 1 до 3 лет.

Подвижные игры для малышей от года до трех должны быть простыми и понятными. Дети в этом возрасте легко усваивают навыки ходьбы, бега, прыжков (в том числе и на одной ноге), подъема и спуска, метания, перешагивания. Сделайте обучение незаметным, без какого-либо принуждения. Захватите с собой на прогулку мелки и скакалку, мяч и мягкую игрушку, обруч и кегли. Но главное — не забудьте взять с собой фантазию.


Согласный звук [м] и [м']. Буква М, м

Разделы:Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Загрузить презентацию (3,9 МБ)


Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Как правильно учить ребенка читать?

Как правильно учить ребенка читатьКак правильно учить ребенка читать?

Как же учить ребенка читать? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо».


Детские центры, центры развития, школы развития, развивающие занятия Орехово, Домодедовская, Красногвардейская, Царицыно, южный округ

Детские центры, центры развития, школы развития, развивающие занятия Орехово, Домодедовская, Красногвардейская, Царицыно, южный округДля детейДоска объявлений

Развивающие занятия Домодедовская


Комментарии к статье Дидактические игры со словами:
Загрузка...
loading...


2015